Отчет по Управленческой Практике

imageПотратив несколько лет на исследования в области автоматизации процессов счетоводства, мы нашли и реализовали ряд уникальных инновационных технологий, а также разработали методологию и ряд программных продуктов. Но, чтобы создать прикладные решения в реалиях повседневной практики, нам пришлось потратить последние два года на общение со специалистами учета и потребителями результатов учета непосредственно.
Для описания результатов всех исследований понадобится писать целую книгу, но для начала мы решили сосредоточиться на существующей в реальной практике задаче, которую сложно назвать беспроблемной.

Задача организации процессов формирования управленческих отчетов на основе довольно разрозненных данных в нестандартном формате и по нестандартным требованиям управленческой интерпретации присутствует на каждом предприятии. В зависимости от размера предприятия, уровня доходности, отрасли, производством данных процессов занимаются различные люди, с разным образованием и различными взглядами. В небольших компаниях микро бизнеса это зачастую делает сам руководитель, который одновременно может являться и собственником. В малом и среднем бизнесе, а это в количественном значении самый большой сегмент, зачастую эта задача накладывается на бухгалтерию. В среднем и крупном бизнесе появляется понятие экономиста и финансиста, появляется должность финансового директора, который стоит выше по иерархии главного бухгалтера, так же появляются целые ФЭД (финансово экономические департаменты).

Объединяет этих людей относительно подходов к решению задачи построения управленческих отчетов только одно: в большинстве своем, как инструмент, используются таблицы Excel.

С одной стороны, таблицах Excel изначально не заложены какие-либо методы и бизнес логика, одновременно с другой стороны функционально они способны обеспечить очень широкие требования. Хотя, при явном удобстве этого инструмента, присутствуют и значительные ограничения.

Если очень коротко.

Отсутствие заложенной учетной бизнес логики порождает очень плохие, с точки зрения базовой систематики, построения. Т.е. каждый выстраивает структуру хранения, обработки и отображения данных в соответствии с собственным уровнем понимания этих процессов.

Excel зачастую называют «плоским». Видимо такое ощущение возникает потому, что не используются реляционные базы данных, и клиент серверная архитектура, но мало, кто в реальной практике это понимает. Плоский и все тут.
Как явный недостаток — невозможна или крайне затруднительна одновременная совместная работа с данными.

1С + Excel.

В целом электронные таблицы решают определенную стадию общей задачи великолепно, поэтому системы начинают выстраиваться гибридным образом. Данные ведутся в базах (реляционные базы данных и клиент серверная архитектура). В России подавляющее большинство используют различные конфигурации 1С. В этих базах вручную формируют ряд агрегирующих отчетов, которые выгружают в Excel и дальше уже чудо специалисты в безграничных возможностях этого инструмента мастрачат собирают нужные отчеты по нестандартным управленческим требованиям.